Ресторанный бизнес – с чего начать и как устоять на «рынке»? Советы юриста.

Создать успешный ресторан удается далеко не каждому. А все потому, что в этом деле множество подводных камней, тонкостей и особенностей. Ресторан – один из самых сложных видов бизнеса с точки зрения сбора документов. Для того чтобы легализовать ресторанный бизнес, вам потребуется собрать внушительный перечень бумаг.

1.

Первый этап – регистарция бизнеса в государственных органах.

Самой удобной и распространенной для ресторанов считается форма - Общество с ограниченной ответственностью или ООО — это организационно-правовая форма для ведения бизнеса.


Участники общества — это собственники бизнеса, они могут получать дивиденды, то есть часть прибыли.


В ООО есть участники — один или несколько человек. Они вносят уставный капитал, назначают директора и вместе принимают основные решения. Участники общества — это собственники бизнеса, они могут получать дивиденды, то есть часть прибыли. При этом участники не обязаны быть сотрудниками компании, а ответственность по обязательствам фирмы они несут в пределах своих вкладов в уставный капитал.

ООО является юридическим лицом и чтобы оно законно работало, нужно оформить регистрацию в налоговой. Если в едином реестре нет записи о регистрации юридического лица, такой фирмы официально нет. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества регулируются Федеральным закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Гражданским кодексом Российской Федерации.

2.

Второй этап – это выбор названия вашей компании.

При регистрации ООО нужно указывать полное название. Еще бывают сокращенные, на иностранном языке или языке народов РФ. Но это на усмотрение участников общества, главное — выбрать и указать полное название. В полном названии компании могут быть только русские буквы. Даже если употребляется какое-то иностранное слово, его нужно писать по-русски. Одновременно можно указать название на иностранном языке и использовать его для документов с зарубежными партнерами. Но все эти названия должны быть официально зарегистрированы (ст. 4 Федерального закона № 14-ФЗ).

3.

Третий этап – выбор юридического адреса для регистрации компании.

Юридический адрес — это тот адрес, по которому ведомства будут связываться с компанией: присылать запросы, письма, требования и уведомления. Еще туда может прийти проверка, даже внезапная и внеплановая. Налоговая инспекция имеет право проверять, работает ли компания по указанному адресу на самом деле. Если фирмы по адресу не обнаружат, ее могут исключить из госреестра.


Налоговая инспекция имеет право проверять, работает ли компания по указанному адресу на самом деле.


С вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», налоговые органы наделены правом исключения юридического лица из единого государственно реестра, в случае, если при проверке, будет обнаружено, что компанией были внесены недостоверные сведения.

Если юридический и фактический адрес компании отличается, то по месту юридического адреса необходимо обеспечить получение почтовой корреспонденции. Уклонение от получения официальных писем и документов, не освобождает юридическое лицо от ответственности.

Наличие в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи влечет исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Юридический адрес нужно подтвердить документами: например, договором аренды или документом о праве собственности на помещение. Если у компании нет офиса, в качестве адреса можно указать место прописки учредителя или директора. Тогда все письма будут приходить ему домой.

4.

Четвёртый этап – определиться с видом деятельности по кодам ОКВЭД.

Эти коды выбирают из специального справочника ОКВЭД. У каждого вида деятельности там есть название и цифровой код. Можно выбрать несколько кодов, но важно правильно указать основной. По нему будут считать ставки взносов и проверять систему налогообложе-ния.

В любое время набор кодов можно поменять. В справочнике есть коды с двумя и тремя знаками, но они не подойдут. При регистрации нужно указать код, в котором минимум четыре знака, то есть вид деятельности нужно выбирать более конкретно.


Теоретически одна компания может заниматься даже не связанными между собой видами деятельности: ресторанным бизнесом, торговлей стройматери- алами, юридическими услугами и продажей автомобилей.


Например, код 56.10 Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, эта группировка включает: - услуги по предоставлению питания потребителям, независимо от того, подаются ли они в специальных местах общепита или в ресторанах самообслуживания, едят их в помещении, забирают с собой или заказывают для доставки на дом; - подготовку и подачу пищи для непосредственного потребления с транспортных средств или передвижных лавок; - деятельность ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания, мест с предоставлением еды на вынос, вагончиков для продажи мороженого, передвижных вагончиков для продажи пищи, деятельность по приготовлению пищи в торговых палатках.

Эта группировка также включает: - деятельность ресторанов и баров, связанную с доставкой продуктов питания потребителям отдельными подразделениями предприятия.

Этот код подойдет для ресторанов, заведений самообслуживания и предприятий питания, в которых еду можно выносить с собой. Также есть более узкие виды деятельности, например, ОКВЭД 56.10.1 для фаст-фуда – «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания». Этот код выбирают те компании, которые изготавливают пищу в торговых палатках или на вынос, торгуют из передвижных вагончиков для продажи пищи или мороженного.

Теоретически одна компания может заниматься даже не связанными между собой видами деятельности: ресторанным бизнесом, торговлей стройматериалами, юридическими услугами и продажей автомобилей. Законом это не запрещено, но вся деятельность должна быть в рамках закона. Некоторые виды деятельности лицензируются — это тоже нужно учитывать при выборе кодов. Про все юридические тонкости оформления лицензий, необходимых в деятельности ресторанов, мы поговорим в отдельной статье.

5.

Пятый этап – грамотное составление учредительных документов.

Для регистрации ООО нужны следующие документы:

- решение о создании юридического лица, если один участник; - договор об учреждении и протокол общего собрания, если участников несколько; - устав ООО (ст. 181.2 ГК, ст. 12 Федерального закона № 14-ФЗ).

Для подготовки документов лучше обратиться к специалистам. Даже из-за незначительной ошибки или опечатки могут отказать в регистрации или потом придется заново пройти всю процедуру, чтобы внести исправления.

6.

Шестой этап – определиться с системой налогообложения.

Это нужно сделать до регистрации или как можно быстрее после оформления ООО. Дело в том, что по умолчанию все компании применяют общую систему налогообложения: то есть платят НДС, налог на прибыль и другие налоги. Но можно выбрать спецрежим или применять несколько одновременно. Например, выбрать УСН и ЕНВД. Или применять общую систему, а по некоторым видам деятельности — ЕНВД. Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения лучше подготовить сразу. Некоторые налоговые органы принимают уведомления при оформлении ООО. Иногда нужно сначала зарегистрировать фирму, а потом подать уведомление — уже в другую налоговую инспекцию. Но это нужно сделать сразу после регистрации. Перейти на УСН в середине года нельзя: придется ждать следующего года и платить налоги на общей системе. Кроме вышеупомянутых документов, чтобы открыть ООО, нужно подать в налоговую заявление по форме Р11001. Налоговую нужно выбирать по месту нахождения юр.лица. Это должна быть не просто налоговая инспекция, куда сдают декларации, а именно регистрирующий орган. Заявление должен подписать каждый учредитель. Это можно сделать в налоговой, но придется прийти всем лично. Еще можно подписать заявление у нотариуса, тогда в налоговую приходить всем вместе не нужно.


Способы подачи заявления:

При подаче документов в электронном формате, а также через МФЦ или нотариуса, госпошлину платить не нужно — пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ

Если подаёте документы лично в налоговую, госпошлина — 4000 рублей. Оплатить можно на сайте ФНС, в банке или через банкомат. На регистрацию ООО отводится 3 рабочих дня.

Регистрация ООО подтверждается такими документами (их пришлют на электронную почту, которую необходимо указать при подачи документов):

!После регистрации ООО нужно открыть расчетный счет и в течение четырех месяцев внести уставный капитал. Минимальный уставный капитал — 10 000 рублей. Эту сумму нужно внести деньгами. Если уставный капитал больше минимального, разницу можно внести имуществом — например, оргтехникой.

ООО — это юридическое лицо, которое обязано вести бухгалтерский и налоговый учет, вовремя сдавать отчетность и декларации, даже если дохода и выручки вообще нет. Необходимо соблюдать кассовую дисциплину и правила расчетов. Нужно соблюдать трудовое законодательства, нормы разных законов, правильно оформлять документы. За нарушение сроков, правил и требований можно получить штраф или даже приостановку деятельности.


Приняв решение об открытие ресторана, необходимо знать все юридические тонкости ведения данного бизнеса. Грамотно оформленные документы, знание законодательных норм, регулирующих данные вид деятельности, умение общаться с контролирующими органами, это 50% успеха в выбранном направлении.

Author Photo

Автор:
Высококвалифициро- ванный специалист в области юриспруденции, юрист, Абдуллабекова Саида Рабазановна.
Практическая деятельность по сопровождению бизнеса.

Контакты:
www.jspravo.ru
@yurist_saida
www.jspravo@gmail.com

Раз в месяц мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Нажимая кнопку "Подписаться", вы даете свое согласие на обработку ваших персональных данных.