Юрий Левитас о Free Company. Можно ли зарабатывать на бесплатном продукте?

Когда все закрывались, он расширял возможности ресторанного бизнеса. Юрий Левитас – основатель и совладелец Black Star Burger и Free Company, совершивший революцию в индустрии фастфуда. Более о том, как создавалась Free Company, какие риски были для открытия в период пандемии и насколько бесплатный продукт действительно доступен всем, расскажем в нашем интервью.

Идея создания параллельных бесплатных и платных продуктов фастфуда для реализации в одном месте очень необычная идея, как она родилась?


Понял, что можно инвестировать в большой фастфуд проект с хорошей и позитивной миссией - сделать все бесплатным когда-нибудь.


На создание натолкнуло несколько идей. Одна из которых чтение психологических книг про иррациональное поведение человека и понимание того, что есть такая бизнес-модель Sale. Ею занимаются все продажники ритейла, еды и тд. Помимо этого, был опыт бесплатной раздачи продукта в Black Star Burger и это было тоже действенно. На каждый розданный бесплатный продукт всегда приходили новые покупатели, возмещая тем самым убыток за бесплатный продукт. Затем начал изучать систему Freemium и увидел, что существует ещё и такая бизнес-модель. Если в модели Sale сначала покупаешь, а потом получаешь бесплатно, то в модели Freemium нужно сначала что-то дать бесплатно, а затем покупатель вернётся и за платным продуктом. Увидел, что данную систему не используют в общепите и решил применить. Многие ученые и писатели предрекают, что к 2050 возникнет нехватка рабочих мест из-за экономического подъема: искусственный интеллект начнёт вытеснять рабочие места, однако пандемия, возможно, ускорила процесс и ориентировочно к 2035 году большое количество офисных работников, таксистов и тд останутся без работы и государство не справится с помощью, в том числе обеспечением бесплатного питания. А как сделать так, чтобы еда была бесплатной? Люди ежедневно пользуются приложением What’sApp и это бесплатно, а при этом состояние Цукерберга только увеличивается, значит есть какая-то возможность монетизации продуктов. Netflix работает по системе Freemium, а его капитализация все увеличивается и увеличивается, значит тоже есть какая-то монетизация. Понял, что можно инвестировать в большой фастфуд проект с хорошей и позитивной миссией - сделать все бесплатным когда-нибудь. Начать нужно хотя бы с одного продукта и с использования бизнес-модели Freemium, которая даёт возможность раздавать продукт бесплатно, при этом параллельно отдавать платный продукт.

Как давно создалась идея и сколько ушло времени на реализацию проекта Free Company?

2 года назад родилась идея и все 2 года ушли на реализацию, изучение, поиск и тренировки. Больше, чем полгода у меня был скрытый шоу рум, на котором мы проводили все это.

Франшиза Free Company без паушального взноса довольно выгодное предложение для предпринимате- лей, какие критерии отбора вы используете для определения идеального партнера по бизнесу?

Быстро масштабироваться позволяют 2 вещи – большая известность, как в случае с Black Star Burger с медийным лицом Тимати, либо, если вы не сильно известны, понизив стоимость паушального взноса, чтобы вас быстро раскупали. Быстрое масштабирование - это некая такая внутренняя реклама: чем вас больше, тем больше узнают. Это есть замкнутый круг. Я попробовал отдавать франшизу без паушального взноса до Нового 2021 года и это не совсем себя оправдало. Получилось так, что было подано большое количество заявок, но люди не совсем понимали условия ведения бизнеса. Поэтому, с Нового 2021 года паушальный взнос 200000 рублей, что тоже очень выгодное предложение и очень низкий порог входа, при инвестициях в 1000000 рублей вполне можно открыть точку. Паушальный взнос внесёт хоть какую-то ответственность, с потребностью денег и времени, поэтому он появился.


Я попробовал отдавать франшизу без паушального взноса до Нового 2021 года и это не совсем себя оправдало.


Как вы считаете, насколько страна готова к данной революции в мире фастфуда, не имея аналогов во всем мире?

На самом деле никакой революции нет, это не новшество абсолютно, обычный Sale, купи продукт и получи другой в подарок, только тут наоборот, сначала получаешь бесплатно, потом покупаешь, вот и все. Это пробный продукт, к которому уже все привыкли, просто это больше задействовано в IT сфере, в музыкальных стримингах, в кино стримингах, игровой индустрии и тд. В IT сфере это сплошь и рядом, причём это оправдало себя намного лучше, как элемент привлечения новых клиентов, чем стандартный Sale. К этому готов человек с того момента, как родилась наука психология. Психологически человеку всегда приятно получить что-то бесплатно и, как правило, этим пользуются не все люди, а какой-то маленький процент. А основная масса людей благодарны такому добру и они обязательно вернутся, чтобы купить.


В IT сфере это сплошь и рядом, причём это оправдало себя намного лучше, как элемент привлечения новых клиентов, чем стандартный Sale.


Насколько рискованно было открывать проект в период пандемии?

Очень рискованно, но долго вынашивал эту идею и должен был открыться ещё в мае-июне 2020 г, но из-за того, что началась пандемия в феврале, отложил до сентября-октября и понимал, что может быть вторая волна, которая так и началась. Но главные инвестиции были вложены ещё до открытия и сам вход в нишу недорогой. Открытие - это уже не такие большие деньги, я посчитал. Почему бы не рискнуть? И ничего в этом страшного нет. Ну закроюсь в таких местах, где не пойдёт, так и происходит. Именно этим и хороша франшиза, именно этим в пандемию я и показываю нашим потенциальным франчайзи насколько круто, что вы по любым причинам и форс-мажорам можете собрать вещи и переехать в другое место или вообще закрыться и ждать, пока не настанут лучшие времена, потери минимальные. Мой проект был рассчитан на то, чтобы как можно меньше квадратных метров задействовать на то, чтобы продавать хот доги, пиццу, шаурму.

Соответствуют ли ожидания реальности после запуска проекта и каково соотношение посетителей, которые платят деньги за продукт и тех, кто получает его бесплатно?

Самый страшный сон мой был, что произойдёт такая ситуация, которая и произошла сейчас -людей на улице не будет и будет стоять точка, к которой может подойти любой человек и брать только бесплатный продукт. Когда большой поток людей, очередь за бесплатным продуктом тоже большая и сподвигнет людей перейти к платной очереди, чтобы не ждать время. А когда совсем людей нет, то конечно он возьмёт бесплатно, я так думал. Но к счастью, самый главный вывод, который я сделал - это совсем не так! Люди проходят мимо и их привлекает внимание бесплатного продукта, они подходят и все равно покупают платный. Вообще соотношение очередей 50/50. Где-то чуть больше бесплатных, где-то чуть больше платных. Бесплатный продукт очень низкий по себестоимости. И при этом соотношении потери настолько минимальны, 1000 рублей в день примерно. Да и при этом эти 50% которые берут продукт бесплатно, если делают ещё какую-то дополнительную покупку, то сразу же окупают себестоимость бесплатного продукта.


Самый страшный сон мой был, что произойдёт такая ситуация, которая и произошла сейчас – людей на улице не будет


Есть ли ограничения в количестве выдачи бесплатного продукта в одной точке фастфуда за один день?

Есть ограничение самим временем. Это же не беспорядочное раскидывание продукта. Вот представим, что стоит огромная очередь и пандемия: по правилам расстояние 1,5 метра между людьми и не стоять близко к кассе, тут уже ограничение в количестве человек в очереди. Для получения бесплатного продукта нужно использовать приложение, это занимает время и все это рассчитано. Приблизительно максимально можно раздать 200-250 бесплатных продуктов. И это очень небольшое количество.

Было ли такое, что посетителю отказывали в бесплатном продукте?

Было пару раз, но только лишь из-за сбоя системы. Мы вежливо просили подождать, но, бывало, попадались нервные люди и они уходили.

Планируется ли подобное введение бесплатного продукта в Black Star Burger?

Конечно планируется. У нас уже такое было: бургер за 1 рубль, купи 2 и получи 3 бесплатно. Всегда такое есть.

И напоследок, главный совет от опытного бизнесмена для тех, кто только начинает свой путь.

Идти! Я лично не ставлю цели, для самурая главное – это путь. Главное идти и не бояться ничего. Но не безрассудно. Нужно думать, как и куда вкладывать деньги. Когда люди женятся никто не думает о разводе, а опытные бизнесмены всегда заключают договор, что будет в случае неудач партнёрских отношений. Мой совет: обязательно думать, если ваш бизнес не пойдёт, то какие потери у вас будут и заниматься таким бизнесом в каком меньше рисков и потерь, вот и все.


Главное идти и не бояться ничего. Но не безрассудно.


Автор статьи
Светлана Малышева

Раз в месяц мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.
Нажимая кнопку "Подписаться", вы даете свое согласие на обработку ваших персональных данных.